Математическая статистика
Анализ статистических взаимосвязей
Ранговый коэффициент корреляции по Спирмену
Рассчитать ранги элементов выборки
xi |
1,2 |
1,6 |
2,2 |
0,8 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
Решение
Построим для выборки вариационный ряд.
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
x(i) |
0,8 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
2,2 |
ri |
1 |
2,5 |
2,5 |
4 |
6 |
6 |
6 |
8 |
В связи с тем, что значение 1,2 встречается в вариационном ряду 2 раза (под номерами 2 и 3), ранги соответствующих элементов выборки полагаются равными (2+3) / 2 = 2,5. Аналогично рассчитываются ранги элементов, равных 1,6.
10 школьникам были даны тесты на наглядно-образное и вербальное мышление. Измерялось среднее время решения заданий теста в секундах. Психолога интересует вопрос: существует ли взаимосвязь между временем решения этих задач?
№ школьника |
Среднее время решения тестов на наглядно-образное мышление X, с |
Среднее время решения тестов на вербальное мышление Y, с |
1 |
19 |
15 |
2 |
12 |
7 |
3 |
32 |
17 |
4 |
17 |
14 |
5 |
14 |
8 |
6 |
25 |
15 |
7 |
15 |
8 |
8 |
35 |
17 |
9 |
29 |
16 |
10 |
27 |
16 |
Решение
Обозначим X – среднее время решения тестов на наглядно-образное мышление, Y – среднее время решения тестов на вербальное мышление. Объём выборки n = 10.
Для оценки взаимосвязи между признаками X и Y рассчитаем коэффициент корреляции:
$\rho _{XY}^{*}\approx 0,87$.
Полученное значение говорит о довольно сильной линейной корреляционной связи между X и Y.
Проверим связь между X и Y на монотонность. Для этого составим выборку рангов и рассчитаем ранговый коэффициент корреляции по Спирмену по формуле (4).
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ri |
5 |
1 |
9 |
4 |
2 |
6 |
3 |
10 |
8 |
7 |
si |
5,5 |
1 |
9,5 |
4 |
2,5 |
5,5 |
2,5 |
9,5 |
7,5 |
7,5 |
$\tilde{\rho }_{XY}^{(sp)}=1-\frac{6}{10\cdot 99}\left( {{(5-5,5)}^{2}}+...+{{(7-7,5)}^{2}} \right)\approx 0,99$.
Полученное значение практически равно 1, следовательно, между признаками X и Y имеется практически функциональная монотонно возрастающая зависимость. Близость полученного значения к значению коэффициента линейной корреляции означает, что эта монотонная зависимость может быть аппроксимирована линейной зависимостью с высокой степенью точности.
Таким образом, между средним временем решения заданий теста на наглядно-образное и вербальное мышление имеется практически функциональная монотонно возрастающая связь.